Бессознательное

Согласно определению Бессознательное (от греч. arche - начало, typos - отпечаток, форма, образец) - прообраз, первоначало, образец.

Концепция бессознательного впервые окончательно была сформирована Г.Лейбницем. Он оценивал бессознательное как низшую форму душевной деятельности. Определенные психические процессы, считал он, лежат за пределами осознанных представлений, которые возвышаются подобно островкам над океаном темных восприятий.

Немалый вклад в разработку понятия бессознательного внесли романтики. Они стремились обнажить темную сторону души, описать интуитивные творческие силы, на которые опирается жизнь. "Едва дух оказывается бесконтрольным, он устремляется к жизни с намерением овладеть ею и подчинить ее себе. Рассудок и рациональная воля лишают жизнь ее корней и питательной почвы".

А.Шопенгауэр рассматривал бессознательное как стихийное жизненное начало, многоликое проявление воли в мире. Заслуга же австрийского психолога и философа 3.Фрейда состоит в том, что ему удалось дать развернутую картину этого феномена, раскрыть противоречие и конфликт бессознательного с волей человека и с окружающей его реальностью.

Фрейду принадлежит приоритет в открытии бессознательного, как автономного, не зависящего от сознания безличного начала человеческой души: "Все вытесненное бессознательно, но не все бессознательное есть вытесненное". Бессознательное интенсивно вмешивается в человеческую жизнь. По мнению Фрейда, представление о том, что нашими поступками руководит "Я", не более чем иллюзия. На самом деле властвует природное безличное начало, которое образует бессознательную основу нашей души, т.е. психики.

Разделение психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа. Благодаря этому определению появляется возможность понять частые и важные патологические процессы психической жизни. Психоанализ не считает сознательное сутью психики. Он рассматривает сознание как качество психики, которое может присоединяться к другим качествам или отсутствовать вовсе. Бессознательное начало Фрейд называл "Оно" и подчеркивал, что наше "Я" есть лишь игрушка в руках этой древней и темной силы. "Оно", в понимании Фрейда, имеет чисто природное происхождение. В нем сконцентрированы все первичные влечения человека.

Человеческое "Я", по мысли Фрейда, изо всех сил пытается выжить в мире природы и общества. Однако побуждения индивида наталкиваются на безрассудную силу "Оно". Если "Я" соотносится с принципом реальности, иначе говоря, пытается приспособиться к объективным, действительным условиям жизни, то "Оно" руководствуется принципом удовольствия. Так рождается непримиримая борьба между "Я" и "Оно": "По отношению к "Оно" "Я" подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади".

Согласно Фрейду, бессознательное содержит в себе те стороны личности, которые могли быть осознанными и которые подавляются воспитанием, требованиями законопослушания и общественной моралью.

Если Гегель обратил внимание на "хитрость разума", то Фрейд — "на хитрость бессознательного", т.е. на способность глубин психики реализовать собственные влечения, придавая им видимость сознательного выбора. Восприятие для "Я" играет ту же роль, какую в "Оно" занимает инстинкт. "Я" представляет то, что можно назвать рассудком и осмотрительностью.

Многие сильные психические процессы не осознаются. Представления не могут быть осознаны, когда этому противится сила Бессознательного. Между тем в психоаналитической технике нашлись средства, которыми можно прекратить действие сопротивляющейся силы и сделать бессознательные представления сознательными. Состояние, в котором они находились до их осознания, Фрейд называет "вытеснением". Сила же, которая привела к вытеснению и его поддерживала, ощущается во время аналитической работы как сопротивление.

Во фрейдизме бессознательное, ведущее борьбу с сознательным, рассматривается как основной регулятор, внутренняя пружина всей деятельности человека. Как бессознательное характеризуются непроизвольные воспоминания, неожиданное появление новых идей, интуиция, автоматическое действие, патологические состояния и т.п.

Иную трактовку бессознательному дает К. Г. Юнг. Бессознательное уже не рассматривается как чисто природный феномен; оно родилось у истоков человеческой истории в коллективном психическом опыте, так что можно говорить о культурном генезисе бессознательного. Юнг определяет бессознательное как понятие исключительно психологическое. Оно покрывает все те психические содержания или процессы, которые не осознаются, т.е. не отнесены воспринимаемым образом к нашему "Я". Бессознательное воспринимается им как нечто специфическое и творческое, как некая психическая перводействительность, главный источник свойственных всем людям основных мотивов и архетипов переживания, источник творческой фантазии духа.

В современной глубинной психологии бессознательное не считается больше результатом только вытесняющей деятельности сознания, как полагал Фрейд. Бессознательное представляет собой совершенно самостоятельную, независимую сферу человеческой психики, хотя и непрерывно взаимодействующую с сознанием. При этом индивидуальное сознание человека не имеет в своем распоряжении никаких средств, с помощью которых оно могло бы постичь сущность бессознательного. Оно способно ассимилироваться сознанием лишь в символических формах, т.е. в том виде, в каком оно предстает в сновидениях, фантазиях, творчестве и традиционных мифологических образах.

Бессознательное содержит в себе такой материал, который еще не достиг пороговой отметки сознания (имеются в виду зародыши будущих сознательных содержаний). Таким образом, бессознательное не стоит на месте, а постоянно занято группировкой и перегруппировкой своих содержаний. Этот факт хорошо показывают всевозможные предчувствия, а также прозрения, происходящие, например, во сне. И открытие таблицы Менделеевым,  и открытие Кекуле бензольных колец, и прочие примеры являются всего лишь следствиями той невидимой внутренней работы, которая проводится в бессознательном, в подпороговом уровне, недоступном сознанию. Казалось бы, мгновенное озарение, таким образом, является плодом долгой и кропотливой работы.

Оставить комментарий